Современные гаджеты. Здоровье и красота
Поиск по сайту

Освещение в дентальной фотографии. Приемы художественной съемки. Обзор вспышек для дентальной фотографии Биполярная вспышка

Виктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal-Dent (Москва)

Интерес врачей к теме дентальной фотосъемки становится все более выраженным. Многие стоматологи, перед тем как приобрести собственный фотокомплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «Смогу ли я получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на моих снимках смотреться правдоподобно и привлекательно?»

Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это достаточно важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду, - свет.

Человек может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако, если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для передачи освещения и владеть техникой их использования, можно создавать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.

И это неудивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между доктором и пациентом, а также между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т. д.

Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфична, сложна и многозадачна, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру - дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микросъемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фоторегистрацию в сложных условиях полости рта.

Для того чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки, необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Анализируя используемое в фотографии оборудование, мы поймем, что процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарата, объектива и вспышки.
Фотоаппарат - это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.

Объектив представляет собой определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макрообъективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.
Третьим и самым важным техническим узлом фотографии является вспышка. Она позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.

Свет имеет первостепенное значение в фотографии: именно свет, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры, в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое - всего 15-30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макросъемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения апертуры (f 20-32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры.

Поэтому приходится использовать вспышки.
В отличие от источников постоянного света, вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности, для того чтобы нужным образом освещать предмет съемки.
В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров по работе со светом.

Первый - кольцевая вспышка (рис. 1). Наиболее простой и незамысловатый вариант освещения в макросъемке. За счет того, что импульсные лампы кольцевой вспышки располагаются вокруг передней линзы объектива в форме круга, можно получать хорошее заполнение светом при любом, даже самом большом масштабе съемки. Кольцевая вспышка проста в управлении и позволяет легко получать достаточно хорошие результаты (рис. 2). Также она незаменима при регистрации окклюзионных фотографий, выполняемых через зеркало (протоколирование клинических случаев лечения жевательных зубов, фотографии всей зубной дуги и т. д.) (рис. 3).

Рис. 1. Кольцевая вспышка. Рис. 2. Макросъемка с кольцевой вспышкой. Рис. 3. Окклюзионные фотографии с кольцевой вспышкой.

Основные недостатки кольцевой вспышки - резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.

Ко второму уровню освещения в дентальной фотографии относятся так называемые биполярные вспышки (рис. 4). Эти устройства оснащены парными излучателями, которые крепятся непосредственно к переднему краю макрообъектива и управляются одним контрольным блоком. Головки вспышек, как правило, могут наклоняться под разными углами к объекту съемки. Такой тип освещения позволяет получать более привлекательную форму бликов, располагающихся на боковых гранях зубов, не закрывая собой важные детали (рис. 5).

Рис. 4. Биполярная вспышка. Рис. 5. Фото с биполярной вспышкой.

Недостаток биполярной вспышки - резкий свет, приводящий к формированию неестественно ярких бликов. Кроме того, у двухламповых систем есть также ограничение по максимальному масштабу съемки: при слишком близком расположении макрообъектива к поверхности снимаемого объекта света от вспышек может оказаться недостаточно. При протоколировании жевательных зубов в крупном масштабе одна из ламп биполярной вспышки может попасть в мертвую зону (за щеку, ретрактор или платок коффердама), что не позволит получить кадр достаточного уровня освещенности.

Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне (рис. 6). Это позволяет более свободно конфигурировать положение импульсных ламп относительно объекта съемки. Кроме того, на вспышки можно установить специальные модификаторы света, которые позволят смягчить его яркость и соответствующим образом получить более привлекательную форму бликов на зубах. К таким аксессуарам относятся баунсеры и мини-диффузоры (рис. 7).

Принцип работы баунсера заключается в том, что свет вспышки, падая на белую поверхность отражателя, частично рассеивается, ослабевает и становится более мягким. Мини-диффузоры пропускают прямой поток света через полотно матовой ткани, что тоже приводит к смягчению блика (рис. 8).
Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фотопротоколирования, но и для получения художественных фотографий.

Рис. 6. Модифицированная версия биполярной вспышки с подвижным кронштейном. Рис. 7. Мини-диффузор. Рис. 8. Фото с применением мини-диффузора.

Недостаток биполярной вспышки на кронштейне - прежде всего то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно.

Четвертый уровень сложности света в дентальной съемке, который открывает широкие возможности для художественного фотографирования и конфигурирования самых сложных схем освещения, - дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами (рис. 9).

В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8-1/16 от максимального.
Для соединения вспышек с фотоаппаратом можно использовать дистанционные радиосинхронизаторы, которые обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, имеющимся в некоторых современных камерах.

В некоторых случаях дистанционный тип соединения, скорее, не позволяет использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек необходимо ставить вручную.
Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.
Важным элементом системы являются софтбоксы. Именно эти аксессуары позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах (рис. 10).

Несколько слов о софтбоксах.
Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов (рис. 11).

Принцип работы софтбокса таков: вспышка излучателя отражается от серебристых внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Именно в результате того, что диффузия импульса проходит через два рассеивающих полотна, получается мягкий, ровный свет. Соответствующим образом меняется и форма блика. Для этой версии освещения лучше всего подходят небольшие софтбоксы размером примерно 25 на 25 см.

Среди недостатков системы 4-го уровня отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало - специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной.

Последним, и наиболее творчески перспективным, является пятый уровень освещения - биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами (рис. 12).

В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-м уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софтбоксы (50*50 см и больше). Учитывая немалые габариты таких модификаторов света, ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках.

Большие софтбоксы позволяют получить еще более мягкий и рассеянный свет, оставляя на зубах приятные, живые блики. За счет большего расстояния между внутренним и внешним рассеивающим экраном такие модификаторы дают более чистый световой поток и равномерно яркие световые пятна на поверхности объектов. Отражение крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф (рис. 13).

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что, когда речь идет об осветительных приборах, действует правило: чем больше, тем лучше.
Недостатком системы пятого уровня является, прежде всего, громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня, точно так же, как и в 4-й, нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL.

Однако, несмотря на все недостатки, только система 4-го и 5-го уровней обладает потенциалом для получения по-настоящему высокохудожественных фотографий. То качество снимков, которое обеспечивает применение модификаторов света, стоит любых неудобств.

Для того чтобы успешно использовать системы освещения 4-го и 5-го уровней, необходимо знать общие принципы работы с софтбоксами.
Чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет.
На следующих двух фотографиях показаны схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров. Рядом приведены примеры того, как меняется изображение (рис. 14-15, 16-17).

Рис. 14. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото. Рис. 15. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото. Рис. 16. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.
Рис. 17. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.

Чем ближе источник света, тем больше его отражение.
Многие полагают, что, если отодвинуть софтбокс дальше от объекта, свет получится мягче и более рассеянный. На самом деле источник света становится меньше и, следовательно, выше контраст, тем самым нарушается основное правило использования софтбокса.
Применяя софтбокс для съемки, важно помнить: чем ближе к объекту вы его поместите, тем мягче будет освещение (рис. 18-19, 20-21).

Рис. 18. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса. Рис. 19. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса. Рис. 20. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса.
Рис. 21. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса.

Чем больше угол падения света на зубы, тем больше контрастных теней.
Если софтбоксы расположены фронтально к лицу пациента, свет от них будет заполнять всю полость рта, практически не оставляя теней. Изображение в таком случае получится слишком мягким и светлым (рис. 22, 23). Если вспышку расположить сагиттально под большим углом к поверхности, световые пятна сместятся на боковые грани зубов и наиболее выступающие детали рельефа. Тени при этом станут более контрастными. При такой конфигурации расположения вспышек лучше просматривается текстура поверхности (рис. 24, 25).

Рис. 22. Фото при фронтальном расположении софтбокса. Рис. 23. Фото при фронтальном расположении софтбокса. Рис. 24. Фото при сагиттальном расположении софтбокса.
Рис. 25. Фото при сагиттальном расположении софтбокса.

Изменяя схему расположения источников освещения, мы можем получать картинку того качества, которое нам нужно, подчеркивать именно те детали снимаемого объекта, которые мы хотим показать в наиболее выгодном свете.

Художественная фотография

Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта, несмотря на то что некоторые специалисты склонны сводить суть дентальной съемки к сухому фотопротоколированию, интерес все большего числа врачей обращается в сторону художественной дентальной фотографии.

Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из способа отражения клинической действительности в настоящее искусство. Главное отличие художественной съемки - ее место в нашей стоматологической жизни. Такие фотоснимки делаются для того, чтобы выложить их на специализированных интернет-площадках для демонстрации своего профессионального уровня; для публикаций в печатных изданиях; для обложек журналов; в качестве материала для учебных программ и т. д.

Тем, кто увлечен фотографией и стремится улучшить качество своих снимков, следует знать, что для создания подобных работ не требуется какой-то сверхдорогой профессиональной техники. Все, что необходимо, - это понимание особенностей поведения света. Нужно знать, каким именно способом можно добиться требуемого освещения, как следует расположить источник света относительно объекта съемки и какой при этом выбрать ракурс.
В художественной фотографии допустимы приемы, находящиеся за пределами классической дентальной съемки. Основным инструментом все так же остается софтбокс.

Контровое освещение

Ко́нтровый свет - освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съемки на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник необязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микрорельеф (рис. 26-39).

Рис. 26. Фото с применением контрового освещения. Рис. 27. Фото с применением контрового освещения.

Заказал для фото мелких предметов в обзорах кольцевую фотовспышку RF-550D. Такие вспышки и осветители используются для технической макросъемки. Фотография при этом получается плоской и практически без тени.
До этого использовал . Из ее недостатков - быстрый нагрев и блик от 8 ярких светодиодов.
Посмотрим, какова же RF-550D

Характеристики:

  • Число светодиодов - 48
  • Время экспозиции: 1/100сек
  • Питание: 4 x AA
  • Режимы: Постоянный свет, вспышка левое/правое полукольцо, вспышка полное кольцо
  • Рабочее расстояние: 5см~1.5м
  • Цветовая температура: 3000-15000K (с использованием светофильтров)
  • 7 режимов яркости: 1/64 1/32 1/16 1/8 1/4 1/2 1/1 7
  • Посадочные кольца на объектив: 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм
Приехала в простой белой коробке 28х15х9см


Внутри вспышка и аксессуары (каждый в отдельном пакетике)


В комплекте вспышка с блоком управления на неразъемном кабеле, четыре светорассеивателя, 8 колец под разные объективы и крепление на штатив. Есть инструкция на английском и китайском языках.


Светорассеиватели дают цветовую температуру 3000К, 6000К и 15000К


Для меня подошли кольца 49мм для штатного SONY NEX и 52мм для старого доброго HELIOS-44, который использую через переходник для макросъемки


После прикручивания нужного кольца на объектив вспышка фиксируется нажатием двух кнопок по бокам. Фиксируется не жестко и легко вращается на объективе


Вставляю аккумуляторы


Длинное нажатие на кнопку ON/OFF и вспышка готова к работе


С кнопками управления все просто:
PILOT - тест, кратковременная вспышка
MODE - переключение левое/правое полукольцо, и все кольцо. Работает только в режиме вспышки
LIGHT - включает/выключает постоянное горение светодиодов
ON/OFF - удерживание около 4сек включает и выключает прибор
Стрелки меняют уровень яркости вспышки.
Предназначения загадочной кнопки SET осталось для меня загадкой.
Все настройки после выключения питания сбрасываются.
На дисплее уровень батареи, текущий режим и текущий уровень яркости.
Подсветка дисплея загорается при нажатии любой кнопки и гаснет автоматически примерно через 20 сек.
Нажимаем кнопочку LIGHT и получаем кольцевой осветитель на объектив

Пора опробовать режим вспышки. SONY NEX имеет свой разъем, изобретенный для стимуляции приобретения вспышек от компании SONY. Для подключения вспышки был куплен , что в данном случае без надобности, так как вспышка этот режим не поддерживает.


Прикручиваем переходник вместо штатной вспышки


Башмак работает, фотоаппарат увидел вспышку и готов ее использовать. Теперь при съемке вспышка пыхает в зависимости от настроек левой, правой или обеими половинами синхронно с затвором.


Так выглядит процесс макросъемки на плоской белой поверхности с объективом HELLIOS и макрокольцами




Вид фотоаппарата с фотовспышкой и штатным объективом










А это совсем непонятная деталь - крепление вспышки на штатив. Непонятное тем, что закрепить можно только блок управления, а сама вспышка болтается на проводе и прикрепить к штативу ее можно только при помощи всемогущей синей изоленты;)


Ну что ж, получил на халяву товар, нужно разбирать. Начнем с самой вспышки: Плата с диодами. Для каждого ограничивающий резистор 47ом и три провода, чтобы можно было раздельно управлять левой и правой половиной.


Светодиоды обычные, приборные, НО с люминофором, обеспечивающим нормальный белый свет без всяких там оттенков синего.


Блок состоит из платы управления, батарейного отсека, крепления на башмак и корпуса с стеклом под экран и кнопками управления…




На плате контроллер LCD HT1621B и микроконтроллер с затертым обозначением, похожий на PIC16 в корпусе SOIC-20


С другой стороны дисплей и кнопки


Немного измерений:
Ток в выключенном состоянии 200мкА. Довольно много, если прибор долго лежит без дела, то за год батарейкам придет конец.


Рабочий ток без вспышки - 17мА с подсветкой дисплея и 1.6мА без нее


Работающие светодиоды дают 0.7 - 1.3А на аккумуляторах или 3.5-6Вт соответсвенно.
На светодиодах после гасящих резисторов остается 1.9-3.8Вт.
При длительной работе лампа теплая но не фатально. Да и откуда, при таких мощностях?
Вес без батареек 200г, с батарейками 315г




Вот и все с потрохами и характеристиками. Можно перейти к съемке.
Сперва разберемся с фильтрами:
Белый (баланс завален)


Оранжевый без настройки баланса белого


Синий


Поигравшись с балансом белого выяснил.
Вспышка с белым фильтром дает 5800К, с оранжевым 2700К, а вот в синюю сторону мой аппарат не захотел давать более 9600К и фотки все равно немного отдавали синим. Оставим его для «творческого освещения».
Макросъемка в режиме вспышки мне не особо понравилась, так как TTL все равно нет и энергия вспышки здесь не накапливается в конденсаторе, поэтому все дальнейшие снимки проводил в режиме постоянного освещения. Так оказалось проще наводить на резкость и выставлять все настройки.
Как раз подоспело всякое «барахло» для DIY. Может что-то войдет в ближайшие обзоры.








Немного простых предметов




Пересъемка текста мне понравилась. Освещение довольно равномерное


А вот с крупными предметами все не очень. Плоская картинка, круговая засветка по краям и блики от всего блестящего




Убираются только ракурсом


С неблестящими предметами проще



Пора подводить итоги

Для профессионалов такая вспышка вряд ли подойдет. Не те характеристики. Для любительской макросъемки она вполне годится. На мой взгляд, убрать режим вспышки, микроконтроллер и все навороты и использовать ее как осветитель на объектив, снизив при этом цену вдвое - был бы гораздо лучший товар.

Достоинства

  • Товарный вид и качество сборки
  • Богатый выбор переходников и фильтров
  • Нормальный белый цвет у светодиодов

Недостатки

  • Маленькая мощность
  • Высокая стоимость
  • Высокий ток потребления в отключенном режиме
Вполне можно что-то подобное собрать и самому. Лично мне в соей сборке не хватало рассеивателя.


Покупать или нет, решать вам.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +4 Добавить в избранное Обзор понравился +18 +33

Есть готовые решения.

В современной стоматологической практике уже достаточно хорошо интегрирована дентальная фотография. Ведь это не только цифровые технологии для демонстрации пациентам, но еще и документ, как карточка пациента, если фотографии сделаны в формате Raw. Комплект для дентальной съемки включает в себя камеру, макрообъектив и вспышку.

Этот обзор будет посвящен вспышкам.

Самое просто решение это кольцевая вспышка.

Их много, но те, на которые стоит обратить внимание

Canon MR-14EX и ее копии Viltrox j670, Yongnuo YN14M, и прочие кольцевые вспышки типа Brilliant macro flash, Nissin MF 18, Sigma EM-140DG, Metz MS-1.

Самая бюджетная из хороших кольцевых вспышек - это Viltrox jy670. Цена в России от 9 000 руб.

Кольцевая вспышка минимально достаточна для протоколирования в ежедневной практике. Но такой вариант не подойдет для передачи цвета в лабораторию, так как свет распространяется вперед, соосно объективу. Также, если нужно получить "художественные" фото, то нужно снимать вспышку с объектива и отодвигать в сторону и "играться" светом. Но жесткий провод тянет ее обратно, что крайне неудобно, без ассистента справиться не возможно. В этом плане у беспроводной Metz есть преимущество.

Для передачи информации в лабораторию необходимы биполярные вспышки.

Есть готовые решения.

Nikon SB-R200 KIT R1C1: Su-800+SB-R200+SW11 (от 50 000 руб.).

Canon MT-24EX (от 48 000 руб.).

Yongnuo YN-24EX Macro TTL для Canon. Цена в России от 14 000 руб.

Sony HVL-MT24AM (Minolta Macro Twin Flash 2400).

Sony теперь доступны только б/у версии или в версии б/у Minolta, но такая вспышка будет работать только через переходник на новых камерах, так как теперь используется разъем не под Minolta, а новый multi interface shoe. То, что отличает ее от вспышек Nikon и Canon - выносные "рожки" для вспышки.

Кстати, по исследованиям группы ученых, биполярные вспышки типа Nikon R1C1 и Canon mt24x работают как биполярные на родном кольцевом креплении только с объективами 60 мм независимо от того, какая камера используется, а на 105 мм они дают эффект кольцевой вспышки. Поэтому для них рекомендуется покупать крепления для выноса вспышек дальше от объектива. Такие крепления позволяют разместить сами вспышки перед объективом под углом 45°, что даст максимально естественное распространение света и более точную передачу цвета для лаборатории.

Вот, что доступно для приобретения для биполярных вспышек R1C1 и mt24ex.

Photomed R1 - была только для r1c1, снято с производства.

Photomed R2 уже вышел как под r1c1, так и под "горячий башмак". Есть варианты с шарнирным креплением или более жестким. Цена от 280$ без доставки. Цена в России от 27 500 руб.

Из плюсов этого крепления - отличный контроль над распространением светового потока по отношению к объекту съемки. Из минусов - слишком много подвижных компонентов, что усложняет настройку под ежедневный протокол, особенно если в клинике камерой пользуется много врачей и ассистентов.

OwlBracket. Аналог Photomed R2, но усовершенствовали добавив шкалу с градусами поворота, что упростит настройку. Цена от 300$.

Albatros Medical Close-Up Bracket "Scorpion" (125 eвро). Есть трудности с доставкой в Россию, на сайте при покупке это конструктор - вы собираете то, что вам нужно, для тех кто только начинает и не знает, что нужно может быть не очень удобно.

Сейчас также поступают в продажу крепление от Miladinov Milos - MOLARIS (320 евро). Крепление красивое, но эргономика нарушена, так как выходит за задний край камеры.

Axis by spectrolab (200 евро). Крепление имеет жёсткую фиксацию вспышек под 45°, но выходит прямо под рукояткой камеры, что нарушает удобство хвата. Плюс подходит только для фронтальных фотографий.

Все эти варианты в основном только под вспышки Никон и Кэнон. Стоимость комплекта со вспышками колеблется от 60 до 90 тысяч рублей.

Также можно использовать как биполярные вспышки комплекты из компактных вспышек Canon 270 EX II, которые могут подключаться либо напрямую к камере, либо через трансмиттер Canon ST-E2. Стоимость такого комплекта от 28 000 руб.

Nissin i40 также подключаются к встроенному трансмиттеру, но не во всех камерах есть встроенное управление вспышками. Стоимость от 28 тысяч за комплект из двух вспышек.

Viltrox JY-610 - аналог Canon 270 EX II. Самый доступный вариант биполярных вспышек. Есть версия под Nikon, Canon и универсальная с поджигом по центральному контакту для камер Sony, Pentax, Olympus. Если у вас в камере нет возможности управлять вспышками с камеры, то у вас все равно есть выход. Вспышки Viltrox поджигаются либо через радиосинхронизаторы, либо от третьей вспышки, установленной на камеру через встроенную световую ловушку. Стоимость в России в среднем 8 000 или 12 000 руб. за две или три вспышки соответственно.

Но если со вспышками все достаточно просто и понятно, то с креплениями все иначе.

В России можно найти не многое, основное - зарубежные онлайн торговые площадки.

O-Ring. На картинке выглядит более опрятно, чем на самом деле. По факту это два крепления C-Bracket, соединенных вместе. Все приходит в разобранном виде и собрать без усилий не получится. Крепление очень громоздкое. Стоимость 700 - 1 000 руб.

Есть множество вариантов с "усами". Все китайские крепления длинные и достаточно быстро приходят в негодность. Цена 1 000 - 2 000 руб.

Из деталей на Ebay можно собрать аналог Photomed R1.

Будет крайне бюджетно, по факту - тяжелое. Горизонтальная планка разворачивается. Вариант не применим в повседневной практике. Цена до 4 000 руб.

TwinBracket. Крепление разработано и производится в России. И на сегодняшний день этот проект представляет целую экосистему для фотографии в медицине и стоматологии в частности.

Крепление TwinBracket - универсальное, компактное, эргономичное, дает возможность оптимального размещения стандартных вспышек.

Также есть TwinBracket с удлиненной базой для Nikon R1C1 и для Canon MT24 EX, но вы также можете использовать эту версию и под другие вспышки.

Наиболее интересным продуктом линейки является TwinLight - это система универсальных биполярных вспышек, которая будет работать со всеми камерами, у которых есть разъем "Горячий башмак" для установки вспышек и встроенная вспышка.

Благодаря подвижным шарнирам крепления и откидным головам вспышек, их можно легко развернуть вдоль объектива, что позволит сделать четкие фотографии в дистальных отделах полости рта в зеркало и без него и заменит вам стандартную кольцевую вспышку.

В комплект входит универсальное крепление TwinBracket, две мануальные вспышки с режимом поджига от импульса света, инфракрасный фильтр для встроенной в камеру вспышки и два рассеивателя света. Цена за комплект 20 000 руб.

Но так как весь проект - это отдельная экосистема продуктов, то авторы проекта добавили в линейку продуктов еще и поляризационные фильтры для отсекания бликов и передачи информации в лабораторию.

Благодаря подвижным шарнирам крепления и откидным головам выспышек, их можно легко развернуть вдоль объектива, что позволит сделать четкие фотографии в дистальных отделах полости рта в зеркало и без него и заменит вам стандартную кольцевую вспышку

В комплект входит универсальное крепление TwnBracket, две мануальные вспышки с режимом поджига от импульса света, инфракрасный фильтр для встроенной в камеру вспышки и два рассеивателя света.

Инструкция к TwinBracket Flash set:
1. Установите крепление на камеру и затяните фикструющий винт
2. Установите крепление инфракрасного фильтра в “башмак” камеры и установите ИК-фильтр на крепление. Откройте встроенную вспышку,
3. Настройка вспышек.
Установите батарейки АА или аккумуляторы АA в вспышки
Включите вспышки зажав кнопку ON. Нажмите на красную лампочку Pilot для проверки вспышки.
Нажмите кнопку SET и стрелкам влево или вправо установите мощность вспышек на положение 1/16
нажмите кнопку S1 или S2, чтобы перевести вспышку в режим управляемой.
Внимание! В зависимости от камеры и положения вспышек вы можете получить черный фон на фотографии. В этом случае необходимо изменить канал управления на S2 или S1

Характеристики

  • Материал: металл
  • Производитель: by Aslan Sheudzhen, Россия