Современные гаджеты. Здоровье и красота
Поиск по сайту

Асинхронный цап. Обзор портативных ЦАП: Hi-Fi для долгого пути. ЦАПы есть везде

Если ваша музыка хранится на ноутбуке, портативный ЦАП просто необходим. Наушники будут вам благодарны

Тот, кто слушает музыку с ноутбука или настольного компьютера, скорее всего, заметит улучшение качества звучания, отказавшись от встроенного ЦАП и выхода на наушники. Портативные устройства, включающие ЦАП и усилитель для наушников, берут на себя задачу обработки звукового сигнала, обеспечивая максимально возможное качество. Мы тестируем четыре доступные портативные модели, способные радикально повысить удовольствие от музыки с ПК.

Человеческим языком

ЦАП

Цифроаналоговый преобразователь превращает цифровую информацию в аналоговый сигнал; усилитель и АС создают из него звук. Любой цифровой аппарат оснащен ЦАП.

Асинхронность

Асинхронный USB-порт позволяет ЦАП управлять потоком информации, повышая качество звучания; в иных случаях это делает компьютер.

Audioengine D3

Алюминиевый корпус D3, собранный при помощи крошечных винтиков, выглядит очень прочным и сопротивляется любым попыткам согнуть его. Превратить то, что на первый взгляд кажется простой USB-флэшкой, в симпатичный Hi-Fi-компонент - непростая задача, но фирме Audioengine это удалось.

Благодаря маленькому алюминиевому корпусу Audioengine очень похож на флэшку - для полноты картины не хватает только крышечки

Однако досадно, что к нему не прилагается такая же алюминиевая крышка для защиты USB-разъема, когда он не подключен или лежит в кармане. Впрочем, D3 снабжен собственным шерстяным футлярчиком - так что долгой холодной зимой хотя бы ЦАП будет в тепле.

Кроме него в комплект входят короткое, но внятное руководство по установке и кабель с адаптером, который позволит подключать к 3,5-миллиметровому выходу наушники со штекером на 6,3 мм. Мы тестировали D3 с накладными наушниками AKG K550 и вкладышами Klipsch X7i.

Поддержка HD-аудио

ЦАП Audioengine совместим с компьютерами под Mac и Windows; в отличие от некоторых других моделей ему не требуется дополнительный драйвер под Windows. Как и AudioQuest DragonFly v1.2, D3 принимает файлы вплоть до 24 бит/96 кГц «как есть»; форматы высокого разрешения с дискретизацией 24 бит/192 кГц компьютеру придется предварительно перекодировать в 24/96. D3 также допускает асинхронную передачу данных с USB-выхода компьютера, что обеспечивает повышение качества звучания.

На передней панели устройства расположены два крошечных индикатора. Крайний светится синим цветом, если Audioengine обрабатывает записи с частотой дискретизации 88,2 кГц и выше; в противном случае он остается темным. Ближний белый индикатор показывает, что ЦАП включен и готов к приему данных.

В отличие от Cambridge Audio DacMagic XS, D3 не оснащен регулятором громкости звука - как, впрочем, и AudioQuest DragonFly v1.2. Вам придется управлять ею с помощью программы, воспроизводящей музыку.

Детальность и сила

D3 удается извлечь приличное количество деталей из WAV-копии песни Bad Guy Эминема. Устройство предпочитает прямой, безыскусный звук. Мрачные басовые ноты бьют с достаточной силой; хлопки, разбросанные по песне, подаются точно и четко - хотя эмоциональность голоса Эминема воссоздается не так убедительно, как у AudioQuest.

Нам хотелось бы побольше мелких деталей и более полной проработки текстур нот. Недостаточная утонченность звучания слегка снижает радость от прослушивания.

Рождественский кавер Лили Аллен песни Somewhere Only We Know демонстрирует сфокусированность и выразительность изящной партии фортепиано и мягкого голоса певицы, однако звучание в целом менее естественное и достоверное, чем у DacMagic XS. Кроме того, оно уступает тому, что у DragonFly, качеством передачи тончайших нюансов и эмоционального содержания песни.

Конструкция Audioengine неплоха, но ему не удается полностью захватить внимание слушателя и оставить долговременное впечатление. А учитывая цену - не самую низкую среди моделей теста - шансов у D3 не слишком много.

Цена: $250

Оценка: 3

ЗА: Приятный, весомый звук; качество изготовления; неплохая детальность

ПРОТИВ: Звучанию недостает чистоты, детальности и динамики; цена

ВЕРДИКТ: Звук в целом неплох, но у конкурентов он лучше и цена ниже

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):6,5×2×1 см

AudioQuest DragonFly v1.2

В момент своего появления в 2012 году модель DragonFly произвела фурор. Компания AudioQuest взяла два традиционных Hi-Fi-компонента - ЦАП и усилитель для наушников - и объединила их в удобном компактном устройстве с отменным звуком.

Внешне новая модель неотличима от первой, хотя на деле это DragonFly v1.2. Разницу можно обнаружить по наклейке на корпусе, а также по цвету кольца вокруг выхода на наушники (раньше оно было черным, теперь стало серым). Кроме того, есть несколько новых надписей и логотипов.

Однако внутри изменилось многое. В стремлении еще больше повысить качество звука компания сократила путь прохождения сигнала между чипом ЦАП и аналоговым выходом, а также переработала внутренний источник питания.

Список характеристик DragonFly не изменился; он по-прежнему асинхронный, совместим с PC и Mac, а регулировку громкости придется выполнять на устройстве воспроизведения. Файлы с дискретизацией вплоть до 24 бит/96 кГц DragonFly проигрываются «как есть», а форматы высокого разрешения с параметрами 24 бит/192 кГц компьютеру приходится перекодировать в 24/96.

Цветовая кодировка

Конструкция и дизайн DragonFly нам всегда очень нравились; он обладает солидной весомостью, а черная матовая отделка очень приятна на ощупь. Логотип светится разными цветами, соответствующими характеристикам воспроизводимых файлов: зеленый - 44,1 кГц, голубой - 48 кГц, янтарный - 88,2 кГц, а пурпурный - 96 кГц.

Стоит прослушать пару песен, и вы убедитесь, что открытость, объемность и детальность звучания первой версии DragonFly полностью сохранились, но оно приобрело дополнительную чистоту.

Новый DragonFly раскрывает еще больше деталей и наделен повышенной динамической мощью. Исполнение стало ближе к оригиналу, чем раньше.

Композиция Up Is Down из саундтрека к «Пиратам Карибского моря» звучит очень грандиозно - мощно, ритмично и динамично - и DragonFly без труда передает все эти качества слушателю. В WAV-версии этой композиции струнные проявляют естественную плавность, а духовые в сочетании с перкуссией создают динамичный, взрывной финал.

Роскошные темп и ритмичность

DragonFly может похвастаться безупречной ритмичностью и точной передачей темпоритмов. Оптимистичная танцевальная мелодия Under Control Кэлвина Харриса демонстрирует заводной энтузиазм и столь же жизнерадостный темп; настроение от ее прослушивания мгновенно повышается.

НЧ восхищают плотностью и глубиной; это подчеркивает уверенное и убедительное исполнение Empire State Of Mind рэпера Jay-Z - как в копии CD-качества, так и в потоковой трансляции со Spotify. Удары по барабанам бьют резко и мощно, их атака четко прописана, также как и фортепианных нот на заднем фоне. Голос Алишии Киз выходит чуть менее мягким, чем в варианте Cambridge Audio, зато прозрачность и детальность выше у DragonFly.

Самое замечательное в данном случае - это сочетание потрясающего качества звучания с поистине соблазнительной ценой. Успешный полет DragonFly продолжается!

Цена: $350

Оценка: 5

ЗА: Невероятно чистое и детальное звучание; роскошная динамика; потрясающая ритмичность; эффектный дизайн;

ПРОТИВ: За эту цену - ничего

ВЕРДИКТ: Первая версия была чудесна, но качество новой - еще выше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет.
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/96 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):6,2×1,9×2,1 см

Cambridge Audio DacMagic XS

В активе компании Cambridge Audio уже есть два отличных ЦАП - DacMagic 100 и DacMagic Plus; однако оба они - довольно большие настольные устройства с питанием от сети. Сверхпортативный DacMagic XS миниатюрен и питается по USB.

Не судите о размерах по фото; в жизни DacMagic XS намного меньше: 5 см в высоту, 3 - в ширину, 1 - в глубину

Это один из самых недорогих компонентов в своем классе, однако по внешности DacMagic XS этого не скажешь: стильный компактный корпус, приятная отделка. Он несколько шире и толще, чем модели DragonFly и Audioengine, но качество изготовления весьма высокое; этот ЦАП производит очень приятное впечатление.

Разъемов здесь немного: только вход microUSB на одном торце, служащий для подключения к компьютеру при помощи комплектного кабеля, и стандартный 3,5-миллиметровый выход на наушники на другом.

Единственный светодиод обозначает частоту дискретизации входного сигнала: при приеме файлов с частотой 44,1 бит/48 кГц он светится синим, с 88,2/96 - зеленым, а с 176,4/192 - фиолетовым. Он также показывает уровень громкости.

Очень прост в работе

Если при воспроизведении музыки через ЦАП AudioQuest и Audioengine громкостью приходится управлять с компьютера, то у Cambridge Audio есть собственные регуляторы - круглые кнопки «+» и «-». Если нажать сразу на обе и удерживать несколько секунд, то они переключают ЦАП с режима USB 1.0 на USB 2.0. Во втором случае DacMagic XS способен принимать поток в исходном высоком разрешении - 24 бит/192 кГц. Режим USB 1.0 ограничен 24 бит/96 кГц (пользователям PC для этого нужно скачать драйвер с сайта Cambridge).

У режима USB 2.0 есть еще одно преимущество: качество звучания в этом случае обычно выше. Даже стандартная CD-копия песни Леди Гаги Do What You Want с дискретизацией 16 бит/44,1 кГц лучше исполняется в режиме USB 2.0: более сфокусированно, стабильно и уверенно, со множеством отменно организованных деталей.

ЦАП Cambridge сообщает композиции приятную весомость и энергичную динамику; точные, подвижные и проработанные басы формируют ее основу. Приятный тональный характер DacMagic позволяет смягчить звучание слишком резких или ярких записей. Если вы привыкли слушать музыку с ноутбука или настольного компьютера через выход на наушники, с DacMagic вы сразу почувствуете разницу.

Мягкий, полнокровный звук

Файлы в более высоком разрешении еще больше радуют слух. 50 Words For Snow Кейт Буш с параметрами 24/96 звучит утонченно и затейливо; Cambridge демонстрирует завидную дотошность и особую бережность при воссоздании вокала, которому присущи естественная теплота и полнокровность. Не меньше восхищает запись фортепианного концерта Бетховена № 4 соль минор Op.58.

Однако нам кажется, что у AudioQuest DragonFly чуть более чистый звук, а также чуть выше детальность и качество проработки динамики.

ЦАП Cambridge Audio легко обходит конкурентов от Fiio и Audioengine; его главная проблема - AudioQuest DragonFly с новой сверхнизкой ценой. Он стоит всего на $150 больше, и многие покупатели предпочтут немного переплатить за значительный рост качества звучания.

Цена: $200

Оценка: 4

ЗА: Превосходный тональный характер; приятный звук; поддержка форматов 24/192; качество отделки

ПРОТИВ: Детальность и динамика не идеальны

ВЕРДИКТ: DacMagic XS очень хорош и отлично подойдет тем, кто не может себе позволить потратить больше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Micro USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):5,4×3×1 см
  • Вес:100 г

Fiio E17

Внешне Fiio E17 больше похож на MP3-плеер, чем на компактный усилитель для наушников с ЦАП. Тем не менее он достаточно портативен, чтобы носить его в кармане, и в целом относится к тому же классу, что и модели DragonFly и D3.

Наличие экрана - это хорошо; устройство с дисплеем намного удобнее в дороге, а также во время первоначальной настройки

Множество функций

E17 сразу же получает несколько очков в копилку благодаря весьма высокой для этой ценовой категории оснащенности. Во-первых, он снабжен маленьким OLED-дисплеем. Если на других устройствах этого класса данные о частоте дискретизации ограничиваются цветовой кодировкой (зачастую непонятной) и миниатюрными светодиодами, здесь можно просто посмотреть на дисплей - заодно уточнив название песни.

Порт mini-USB для подключения к USB-порту компьютера работает по стандарту USB 1.0, так что Fiio способен принимать потоки до 24 бит/96 кГц. Файлы в формате 24/192 можно подавать через специальный цифровой вход E17 при помощи коаксиального кабеля и комплектного адаптера. Оптический вход совместим только с 96 кГц.

Кроме того, вы также можете принимать сигнал с другого источника, например CD-проигрывателя, используя встроенный ЦАП Fiio, а затем передавать его на усилитель или пару активных АС.

Кстати, об усилителях: на нижней грани E17 есть специальный коннектор для подключения к настольному усилителю Fiio E09K. 3,5-миллиметровый вход для смартфона или MP3-плеера позволяет использовать Fiio как усилитель для наушников.

CD-копия песни La La La исполнителя Naughty Boy с дискретизацией 16/44 воспринимается качественно и убедительно; приятный тональный характер Fiio скорее можно назвать успокаивающим, чем агрессивным.

При прослушивании через наушники AKG K550 струнные звучат душевно и деликатно, а басы вполне энергичны, что позволяет им передать бодрый темп музыки.

В версии песни Gimme Shelter группы Rolling Stones с более высокой частотой дискретизации детальность заметно возрастает, и Fiio неплохо справляется с повышенным разрешением. Гитарное соло Кита Ричардса раздается достаточно резко и четко, хотя и уступает динамичностью и эмоциональностью моделям DragonFly и DacMagic XS.

Не самый прозрачный звук

Нам бы также хотелось большей чистоты воспроизведения: если DragonFly раскрывает композицию, придавая ей объемность прозрачность и детальность, то скрупулезности E17 хватает на то, чтобы создать у слушателя общее представление о музыке - но передать тончайшие нюансы, которые и делают исполнение захватывающим, ему не под силу.

Звук становится лучше после выставления громкости на E17 на максимум, а на источнике (MacBook Pro) на немного пониженный уровень. В результате повышается объемность и улучшается динамика, но не настолько, чтобы потревожить лидеров класса.

Композиция Royals певицы Лорд исполняется неплохо, но басам немного недостает мощи и целеустремленности. Fiio не удается так же полно воссоздать динамику и масштабность записи, как, например, DragonFly.

В теории Fiio вполне неплох, список его функций и характеристик способен впечатлить поклонников хорошего звука. Однако качеством звучания он заметно уступает ближайшим конкурентам. Оно приемлемо - и не более того.

Цена: $225

Оценка: 3

ЗА: Приятный, неагрессивный звук; баланс и детальность; оснащенность

ПРОТИВ: Звук не самый энергичный и захватывающий; недостает прозрачности и глубины проработки

ВЕРДИКТ : E17 - универсальный и разносторонний, но по качеству ему далеко до лидеров

Цифры и факты

  • Доп. входы:3,5 мм, оптический/коаксиальный цифровой, mini USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/192 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):9,6×5,5×1,5 см
  • Вес:112 г

Подводим итоги

Победитель AudioQuest DragonFly $350

Новая версия DragonFly стоит на треть меньше первой, а звучит еще лучше; нам представляется, что на сегодняшний день конкурентам просто нечего противопоставить

Симпатичный и компактный ЦАП AudioQuest DragonFly с отменным звучанием летит к успеху на крыльях ветра.

Нам немного жаль Cambridge Audio DacMagicXS, который в результате столкновения с победителем лишился своей пятой звезды; если вы можете потратить $200 и ни центом больше, DacMagicXS будет весьма неплохим вариантом - его отличают высокое качество изготовления и на редкость утонченный для этой ценовой категории звук.

Но разница в стоимости с ЦАП AudioQuest не так уж велика, но в качестве - определенно намного больше. Новая версия DragonFly v1.2 - еще лучше своей великолепной предшественницы.

При заметном снижении цены качество звучания возросло в той же степени; музыка восхищает необычайной чистотой и поразительной детальностью, а с динамическими возможностями DragonFly не сравнится ни одна модель этого класса.

Fiio E17 проявил себя достаточно неплохо. Он несколько крупнее конкурентов, зато оснащен дополнительными и весьма полезными функциями. Его звучание скорее можно назвать осторожным, чем захватывающим; нам хотелось бы больших насыщенности и остроты - но не стоит судить слишком строго, учитывая цену и оснащенность.

И наконец, Audioengine D3. Качеством звучания он примерно соответствует Fiio: вполне неплохо, но не потрясает воображение. При достаточно невыразительном звуке это самая дорогая модель теста; так что мы были вынуждены присвоить ей только тройку.

ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Разрешение файлов

В технических характеристиках легко запутаться. Многие из участников теста принимают через USB форматы с дискретизацией до 24 бит/96 кГц, не поддерживая 24/192. Насколько это важно для вас - зависит от вашей коллекции. Если вы покупаете треки на iTunes или копируете их с CD без сжатия, то 96 кГц вам хватит с лихвой. Если же вы предпочитаете записи наивысшего разрешения, убедитесь, что ваш ЦАП понимает их.

ДОПОЛНЯТ СИСТЕМУ

Эта пара поможет полностью раскрыться талантам DragonFly

Ноутбук

Apple MacBook Pro от $1200


Нам нравятся простота работы с MacBook Pro и удобный интерфейс для хранения музыки.

Наушники

Philips Fidelio M1 $250

Теплое и естественное звучание с поразительным количеством деталей.

Всем привет. Раз уж тут пошла такая пьянка про китайский HiFi да еще и безымянный и по немалым ценам (по п.18 вероятно), то надо бы поучаствовать.
Этот артикель будет про то, как с USB выхода компьютера или ноутбука получить качественный звук в формате PCM и DSD. Поддерживается вывод звука 24 бит 192 кГц. Куплено за свои кровные, аж два раза.

Сейчас почему то продавец убрал доставку в Россию (после меня наверно;)), но по поиску XMOS U8 можно найти кучу других магазинов.

Есть у меня английский ЦАП Arcam rDAC с USB входом. ЦАП в меру дорогой, стоил где-то фунтов 350. USB вход у него завязан на так называемый и запатентованный DCS asynchronous/isochronous Ring DAC на TAS1020B USB Streaming Controller.

Не взирая на патенты и хвалебные отзывы аудио мурзилок, звук по входу USB хреновый. С коаксиалом не сравнить, но, чувствуется потенциал таки есть.

Жил я долго и счастливо, большой брат ПК выдавал свои положенные с SPDIF, и не знал я проблем.

Однако жизнь идет, большой брат шумит, как то хочется тишины и покоя и решил я обзавестись безвентиляторным компом в формате mini ITX.
Вначале как торенто качалка, а потом оказалось, что процессор N3150 вполне тянет все, включая редактирование видео от камеры 1080/60p. И видео аудио само собой.


Но вот подстава - нету цифрового выхода вообще. Окромя HDMI.
Есть USB, и если хочется получит качественный звук в обход наворотов Виндовс, для него требуется USB аудио драйвер. К примеру, у меня установлен драйвер Ploytek, в конфигурационный файл которого прописан PID/VID Аркама. И ASIO как бесплатные драйвера для Foobar и других проигрывателей.

Но звук мне не нравиться, явно чувствуются микро прерывания в плотности звучания, вероятно связанные с джиттером передаваемого сигнала и в меру качественным питанием.
Кабели USB пробовал разные, все качественные, сертифицированные по стандарту 2.0.

Что такое джиттер.

Джи́ттер (англ. jitter - дрожание) или фазовое дрожание цифрового сигнала данных - нежелательные фазовые и/или частотные случайные отклонения передаваемого сигнала. Возникают вследствие нестабильности задающего генератора, изменений параметров линии передачи во времени и различной скорости распространения частотных составляющих одного и того же сигнала.
В цифровых системах проявляется в виде случайных быстрых (с частотой 10 Гц и более) изменений местоположения фронтов цифрового сигнала во времени, что приводит к рассинхронизации и, как следствие, искажению передаваемой информации. Например, если фронт имеет малую крутизну или «отстал» по времени, то цифровой сигнал как бы запаздывает, сдвигается относительно значащего момента времени - момента времени, в который происходит оценка сигнала.

Устранение джиттера - одна из основных проблем, возникающих при проектировании цифровой электроники, в частности, цифровых интерфейсов. Недостаточно аккуратный расчёт джиттера может привести к его накоплению при прохождении цифрового сигнала по тракту и, в конечном счёте, к неработоспособности устройства.

А еще и прослушивается, хотя и очень тихо, движение USB мышки.
Видать питание на плате не очень качественно реализовано.

А тут несколько лет назад английская фирма XMOS выпустила на рынок асинхронный чип USB, работающий со своими прецизионными кварцевыми резонаторами и драйверы под него.
Собственно есть и более древнее асинхронное решение - микроконтроллер от компании ATMEL серии SAM, со входом USB и выходом I2S (Sound). Но оно как то в виде готового решения не выпускается, только как плата расширения.

Установка такого асинхронного буфера USB, да еще и с развязкой трансформатором по коаксиалу, как я надеялся, кардинально изменит звук.
Явно китайцы с чего то хорошего стырили, раз все теперь собирается там.

Это маленькая коробочка, примерно 100 х 68 х 33 мм. Корпус стандартный, алюминиевый от чего то там.

Есть два варианта - со стандартными кварцами и с термо стабилизированными TCXO (Опорные кварцевые генераторы с температурной компенсацией ухода частоты TCXO). Второй вариант дороже на 15$. Отдельно кварцы TCXO стоят каждый по 15$.

Два прецизионных кварца - под опорную частоту 44100 Гц и опорную частоту 48000 Гц. 22,579200 МГц и 24,576000 МГц.
Собственно качество кварца и задает уровень джиттера.

Как я понимаю входной кварц HLX2L 24,000 кГц.

Первый пришел нерабочий - не было звука на выходе вообще. Оптический выход одиноко светился красным. Разобрал, SMD компоненты все припаяны со смещением, критической оказалась пайка мультиплексора выхода NC7SZ157.

Самому перепаять деталь в 6 ног 2,5 мм длиной без оборудования нереально.

Открыл диспут, продавец оказался на редкость ответственным, пошел на встречу.
Первый поехал взад, одновременно заказал второй, отжавши 8 баксов за стоимость пересылки.

Пришел второй. Открыл, почистил от алюминиевой стружки.

Коаксиальный разъем CMC (USA).

Выходной развязывающий тороидальный трансформатор Murata DA101C.
Полностью развязывает ПК и ЦАП.

Питание микросхемы на GH16D (не нашел, LDO?), Nichiconы 100 мкФ 25В и Sanyo 47 мкФ 6,3 В на входе. Номиналы меньше указанных на плате.

Есть интересная микросхема ATMLH850 flash-память, но не от Атмел.

Если микросхема LDO, то дроссель на входе - это фильтр по входному питанию от USB, что вполне грамотно.

Настраиваем. У меня Виндовс 7-64, заявлена поддержка XP, 7, 8.
Драйвер сам не встал, поставил 3.34

Драйвера
_http://jlsounds.com/drivers.html

Выбираем звуковое устройство.

И его режим.

Для foobar ставим довесок sacd.

И получаем

Да, мои ожидания оправдались полностью, чистый, полновесный звук. Нет утомляемости слуха на высокой громкости.

USB Live!

ЦАП у меня живет от линейного блока питания. Родной импульсный - совсем хлам. Брал у этого же продавца.
Для полного извращения поменял сетевой разъем на разъем с фильтром Schaffner FN9244-1-06, благо ЧипДип на нем особо не наваривается.

Typical filter attenuation
Per CISPR 17; A=50 Ω/50 Ω sym; B=50 Ω/50 Ω asym; C=0.1 Ω/100 Ω sym; D=100 Ω/0.1 Ω sym

Мощный транзистор на выходе- Дарлингтона, диоды Шотки на входе и кондеры по 1000 мкф (высокие).

А для полной радости прикупил у продавца еще и серебряный;) USB кабель от Aucharm.

Что могу сказать. Точно звучание не хуже сертифицированного USB2.0, и как мне кажется, звук получается ровнее во всем диапазоне. Слепое тестирование мне не сделать, да и не нужно. Но кабель дело тонкое. $18 за метр и $15 за 0,5 метра.
Модный кабель Supra USB жжет от $40.

И да, два усилителя Arcam 9 и 9P в режиме би-амплинг, акустика трех-полосная B&W P5, акустические кабели VDH The Wind, Audioquest Indigo, соаксиал Monster Cable M850.
И да, разницу в звучании кабелей я слышу, мой тракт это позволяет .

Это обзор НЕ ПРО КАБЕЛЬ за 1000 рублей,
а про асинхронный буфер на XMOS.

Если кто не понял. :)

  • Поддерживаемые режимы: 32 кГц, 44.1 кГц, 48 кГц, 88.2 кГц и 96 кГц, 16 и 24 бит
  • Вход: USB
  • Выходы: аудио 3,5 мм совмещенный с оптическим
  • Выходной уровень: 2.1 Vrms при нагрузке в 4.7 КΩ, 1 Vrms при нагрузке в 30 Ω
  • Динамический диапазон: 112 дБ

Дизайн

Внешний вид у U2 невероятно минималистичный. Он полностью оправдывает свое название в том плане, что разработчики обошлись мелкосерийным производством. У U2 нет коробки, он поставляется в обычном пакете из «пупырчатого» полиэтилена. Корпус представляет собой небольшой прямоугольный параллелепипед, на одном торце которого размещен короткий USB-кабель для подключения к компьютеру, на другом - выход 3,5 мм для аудиосигнала. Этот же разъем служит гнездом оптического выхода, что позволяет использовать U2 в роли конвертера из USB в оптику. В углу устройства разместился светодиод индикации работы.

В общем, дизайн простой, без изысков, но с учетом маргинальной цены и компактного размера придираться тут глупо. Тем более стоит отметить, что внутреннее исполнение ЦАПа на достаточно высоком уровне, пайка качественная, на деталях не экономили (в пределах бюджета устройства, конечно).

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: Fischer Audio TBA-04, VSonic GR01

ESS Sabre 9023 - микросхема практически самодостаточная. Она не требует сложной обвязки (хотя и не исключает ее при желании разработчиков), поэтому в создании ЦАПов на ней - главное не испортить ее. Разработчикам U2 это удалось в полной мере. В роли USB-интерфейса они использовали чип SA9023 от SAVITECH (несмотря на совпадение индексов, этот чип не имеет отношения к микросхеме самого ЦАПа). В роли генератора используется 27 МГц резонатор с микросхемой PLL1705. В конструкции ЦАПа используется схема без разделительных конденсаторов на выходе, что также благотворно влияет на звук.


Пользователи Windows могут воспользоваться ASIO драйверами, разработанными SAVITECH.

Самое забавное в ситуации с данным устройством состоит в том, что он играет не хуже многих куда более дорогих решений, а некоторые даже обходит. В первую очередь, в этом заслуга хороших ЦАПа и контроллера, во вторую - в грамотном схемотехническом решении.

«Из коробки» звучание U2 детальное, скорее холодное, но без напрягающего излишка ВЧ. В звучании много воздуха и легкости, хотя бас тоже отыгрывается неплохо. Сибилянты выражены слабо, фоновый шум зависит от качества вашего USB-выхода (см. ниже про фильтр). Запас по громкости - достаточный для большинства не тугих наушников. Хорошо этот ЦАП сочетается с разными усилителями, за счет своей «прозрачности» он практически не вносит искажений в звуковую картинку.

Модификация

Чтобы раскрыть полный потенциал U2, я отправил его на доработку знакомому мастеру. В ходе доработки ЦАП претерпел множество изменений:

  • убраны танталовые конденсаторы из аналогового тракта и заменены на электролитические большей емкости
  • пересчитан фильтр и его компоненты заменены на более качественные, а амплитуда выходного сигнала немного уменьшена для достижения большей детальности
  • реализовано отдельное питание микросхемы ЦАПа
  • часть конденсаторов шунтирована керамикой


Так как эта модификация не могла поместиться в исходном корпусе, для конденсаторов были прорезаны отверстия в крышке и весь ЦАП был утянут термоусадкой. Вид получился немного кустарный, но прирост качества звука с лихвой это оправдывает.

После модификации звучание плеера становится не таким выражено-холодным, добавляется драйв НЧ, что делает звучание ЦАПа более музыкальным. Звук становится «многоплановым», воображаемая сцена становится более объемной, улучшается разделение инструментов.

USB-фильтр

Так как U2 питается от USB, а маленькие размеры не позволяют реализовать серьезный фильтр питания, звучание ЦАПа зависит от качества реализации шины USB в вашем компьютере. Для решения этой проблемы, HiFiMeDIY предлагают простой, но эффективный изолятор. Он выполнен в том же форм-факторе, что и U2, только вместо аудиогнезда на нем расположен USB-разъем. Включив его перед ЦАПом (не обязательно им должен быть U2), вы можете заметно повысить качество питания USB и улучшить звук.



Выводы

Очень недорогое устройство с огромным потенциалом. Пусть вас не смущает очень простой внешний вид, за свою скромную цену этот маленький ЦАП способен порадовать владельца очень даже неплохим звуком.

Винил, конечно, сейчас - модная штука, друзья, но побороть цифровую дистрибуцию музыки ему не придется никогда. Цифровые источники звука вот уже более полутора десятка лет прочно удерживают доминирующее положение как в профессиональном, так и в бытовом секторах электроники. Поговорим о том, как выжать максимум Hi-Fi-соков из ассортимента плодов - от интернет-радиостанций до 24-битового аудио.

Когда-то проигрыватель компакт-дисков был единственным решением, и вообще поначалу считался крутым High End, но сегодня эту тему, похоже, можно считать морально исчерпанной. Да, по старинке еще многие держат CD в коллекциях, но как физический носитель он проигрывает винилу, который банально красивее выглядит, а технически уступает по параметрам HD-аудио, которым уже вовсю торгуют в интернете не только аудиофильские, но и мейджор-лейблы. Таким образом, вместо CD-плеера нам нужно более универсальное устройство с внешними входами, которое могло бы преобразовать двоичный код из нулей и единиц в аналоговый сигнал, который далее подавался бы на усилитель и колонки в итоге.

ЦАПы есть везде

Блоком с цифроаналоговым преобразователем (ЦАПом, конвертером, DAC) оснащен и AV-ресивер, и CD-, и в принципе любой медиаплеер. Как самостоятельное устройство ЦАПы появились в качестве High-End-апгрейда существующему CD-проигрывателю. Конструкторы полагали, что плеер разумнее разнести в отдельные блоки с собственным электропитанием.


Один из первых внешних ЦАПов Sony DAS-R1, выпущен в конце 1987 года

В первом устанавливалась собственно механическая часть со считывающей оптической системой и цифровым выходом. Это называлось CD-транспорт. Во втором блоке движущихся узлов уже не было - лишь плата ЦАПа, значение которого в настоящее время выросло до звания цифрового хаба. Кстати, очень часто бывает и так, что в современном CD-проигрывателе найдется пара цифровых входов для подключения внешних источников.


Жизненный цикл звука от источника, последующей записи и оцифровки, обработки, и обратного цикла - цифроаналогового преобразования

Современный конвертер взаимодействует с целым рядом источников сигнала - главное, чтобы для всех нашлась соответствующая коммутация. Источником может быть и старенький DVD-плеер – обычно они подключаются через оптический TosLink или коаксиальный кабель. Последний выглядит как обычный «тюльпан» из стереопары. Дорогие модели могут еще используют соединение разъемами типа XLR. С помощью USB входа к ЦАПу можно подключить компьютер или портативный источник звука.

Помимо этого, портативные ЦАПы делают совместимыми с источниками на основе iOS- или Android-телефонами, айподами, планшетами и другими гаджетами. Фактически во всех этих случаях конвертер становится внешним звуковым модулем с отдельным питанием и хорошей начинкой, которые не снились в штатной мультимедийной технике. А еще современные ЦАПы нередко оснащают усилителем для наушников.

Мультибитные и однобитные ЦАПы

До 21 века цифроаналоговые преобразователи оперировали только с 16-битным аудио, согласно формату Red Book для компакт-диска. Другого просто не было. Частота дискретизации у CD была 44 кГц, у профессиональных DAT-рекордеров капельку выше - 48 кГц. Сначала все ЦАПы работали по «параллельному» принципу - все 16-разрядов «взвешивались» на R-2R матрице (резисторной схеме лестничного типа).


Пример схемы R/2R ЦАПа

Знатоки знают наизусть и ценят такие марки чипов, как Burr-Brown PCM63 или Philips TDA1541. Однако R-2R матрицы оказались дороговатым и не слишком технологичным удовольствием. Требовалась точная лазерная подгонка всех номиналов сопротивлений. В противном случае при работе неточный замер битов приводил к нарушению линейности сигнала.

Поэтому на смену R-2R пришли ЦАПы с 1-битовым преобразованием, получившим название "дельта-сигма". Если мультибитники выдавали напряжение сигнала напрямую, исходя из всех поступивших на матрицу 16-битовых данных, то в дельта-сигме напряжение колебалось в зависимости от того «ноль» пришел на приемник или «единичка». 1 - означала увеличение напряжения аналогового сигнала, а 0 - уменьшение.


Микросхема мультибитного ЦАПа Burr-Brown PCM63

Старые аудиофилы нет да и вспомнят музыкальность R-2R чипов, но и деваться некуда. Дельта-сигма оказались и практичнее в настройке, и дешевле в производстве. Да и качество SACD-формата доказало, что 1-битовое преобразование отлично умеет справляться с High-End задачами. Частота дискретизации SACD измеряется уже не кило-, а мегагерцами, поэтому в схеме можно обойтись совсем простыми аналоговыми фильтрами.

В классических схемах на базе PCM до сих пор приходится фильтровать помехи квантования цифровым способом - их существует несколько и некоторые модели ЦАПов предоставляют возможность выбрать один из них.

Сами же дельта-сигмы прогрессировали в сторону гибридных схем, где поток обрабатывался каскадами, как по 1-битной, так и параллельной схеме. Но самое главное, величина цифрового слова выросла в них сначала до 24, а потом и до 32 бит. Кроме того, перспективным направлением являются ЦАПы на программируемых вентильных матрицах (FPGA), где и вовсе нет традиционных конвертеров.


Современный ЦАП Mytek Manhattan работает с потокоми РСМ 32 бит / 384 кГц, DXD, DSD-DS-DSD256 (11.2 MHz)

Для чего такая расширенная разрядность? Для достоверности. В профессиональной индустрии сегодня используются 24-битная запись, обеспечивающая более точное описание оригинального сигнала. Как уже упоминалось, ряд музыкальных изданий уже доступен в формате высокого разрешения. Так что можно, конечно, послушать урезанную версию на компакт-диске или МР3, но согласитесь, интереснее встать на одну ступеньку ближе к звукорежиссерам, которые возились с вашим любимым альбомом. И поэтому ваш ЦАП должен быть полностью готовым для приема контента высокого разрешения - как по USB, так и по остальным протоколам передачи данных.

В последние годы всё большее распространение получает использование интерфейса USB для вывода звука с компьютера. Неоспоримое удобство такого способа подключения компьютера к звуковой системе через внешний ЦАП подкрепляется расширяющимся выпуском цифроаналоговых преобразователей, оснащённых так называемым «асинхронным USB».

И это не просто модное увлечение любителей цифрового звука, а действительно серьёзный способ получения достойного цифрового источника (даже и высококачественного, при определённых условиях) в виде связки компьютер+ЦАП.

Правда, некоторую неопределённость вносит вопрос: почему же производители музыкальных серверов/цифровых проигрывателей класса high-end устанавливают на свои изделия цифровые выходы S/PDIF (RCA, BNC, оптический) и AES/EBU (XLR), а не используют возможности популярного интерфейса USB? Постараемся прояснить ответ на этот вопрос.

Основное различие между стандартами соединения компьютера и ЦАПа, S/PDIF и AES/EBU, с одной стороны, и USB – с другой, лежит в способе передачи данных. В первом случае данные от компьютера, с помощью соответствующего интерфейса, передаются на ЦАП в виде непрерывного потока, то есть в том виде, который они приобретают после программного проигрывателя. Во втором случае, в соответствии с протоколом передачи данных через USB, поток данных вначале разбивается на пакеты, а затем уже передаётся на вход USB ЦАПа, в котором он должен снова приобрести вид непрерывного потока перед цифроаналоговым преобразованием.

В передаваемых через USB-соединение пакетах данных, кроме данных, соответствующих звуковой информации, присутствует также информация конфигурирования, управления и состояния.

Спецификацией универсальной последовательной шины USB определены различные типы синхронизации при передаче информации от хоста (компьютера) к периферийному устройству (в данном случае – к ЦАПу). На начальном этапе использования USB для вывода звука с ПК широкое распространение получил так называемый адаптивный тип, технически связанный с микросхемами серии PCM270x компании Burr-Brown (Texas Instruments ) из США.

Однако этот тип USB-соединения не мог обеспечить высокое качество звука, так как вызывал повышенный уровень джиттера. Кроме этого, преобразователи с USB-входом на базе микросхемы PCM270x, действующие в адаптивном режиме, могли работать с частотами дискретизации не выше 48 кГц и разрядностью до 16 бит, то есть могли обеспечить качество уровня компакт-диска, но не высокого разрешения.

После нескольких этапов развития технологии передачи цифрового звука через USB в 2004 году компанией Wavelength Audio (США) был выпущен первый ЦАП, использующий асинхронный тип передачи данных. Преобразователь и необходимое для его работы ПО под названием Streamlength были разработаны Гордоном Ранкиным (Gordon Rankin). С тех пор асинхронный тип работы USB-интерфейса утвердился как основной для передачи музыкального сигнала от компьютера к ЦАПу, а ПО Streamlength для асинхронного USB используется во многих высококачественных ЦАПах, в том числе таких компаний, как Ayre , Aesthetix , Grace Design , Berkeley Audio Design и др. В настоящее время большинство выпускаемых цифроаналоговых преобразователей, которые оснащены интерфейсом USB для соединения с компьютером, работают по такому принципу.

В отличие от адаптивного, асинхронный тип работы USB-интерфейса для передачи звука является технически более совершенным, т.к. при его реализации происходит не только передача пакетов данных от компьютера к ЦАПу, но и осуществляется обратная связь с компьютером таким образом, чтобы управлять процессом этой передачи данных. Компьютер и ЦАП работают в этом случае согласованно, как связанные устройства.

Интересно, что асинхронный USB был выполнен на основе микросхемы TAS1020B, которая выпускалась одновременно с упомянутой PCM270x. USB-контроллер TAS1020B представляет собой интегральную схему с USB-трансивером, микропроцессором, буфером памяти и интерфейсом I 2 S для подключения к микросхеме цифроаналогового конвертора. В качестве примера на рис. 1 представлена блок-схема ЦАПа на базе USB-контроллера TAS1020B.

В этой схеме ЦАПа с асинхронным USB тактовый генератор частоты дискретизации расположен в оптимальном месте – непосредственно рядом с микросхемой цифроаналогового конвертора. Это позволяет обеспечивать работу конвертора от потенциально более точного генератора, не полагаясь на использование нестабильного тактового сигнала из компьютера. И действительно, такая схема расположения высокоточного генератора, наряду с другими особенностями асинхронного типа USB-соединения, обеспечивает наименьший уровень джиттера и, соответственно, наилучшее качество звука. По сравнению с адаптивным типом, в асинхронном USB джиттер снижается на два порядка (в 100 раз!).

Добавим, что для работы преобразователя с асинхронным USB с сигналами выше 96 кГц/24 бит от ПК, оснащенного ОС Windows, потребуется специальный драйвер. Для компьютеров Apple , поддерживающих спецификацию USB Audio Class 2.0, такой драйвер не нужен.
Первые ЦАПы Wavelength Audio с асинхронным USB могли преобразовывать сигналы ВР с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. В настоящее время выпускаются цифроаналоговые преобразователи, в том числе и для бытового использования, которые поддерживают частоты до 384 кГц и разрядность до 32 бит, что соответствует самому высокому формату профессиональной цифровой звукозаписи. Кроме этого, в последнее время всё более широкое распространение получают музыкальные цифровые записи формата DSD, сигналы которых могут подаваться на ЦАП также через порт USB. Не так давно, в 2012 году, специально для этой цели был разработан открытый стандарт DoP (DSD over PCM) – метод для передачи DSD-аудио с помощью ИКМ фреймов. Описание последней версии 1.1 этого стандарта на англ. яз. можно найти .

Производители ЦАПов предлагают широкий выбор устройств с асинхронным USB стоимостью от 3 тыс. руб. до астрономических цен с семизначными числами. Чтобы как-то сориентироваться в этом разнообразии преобразователей различного технического и ценового уровня, попробуем определить, каким требованиям должен отвечать ЦАП, чтобы можно было сказать, что он выдаёт звук действительно высокой точности. Отметим некоторые из таких характеристик, связанных с входным интерфейсом USB:

  1. Высококачественная микросхема USB-контроллера.
  2. Использование гальванической развязки.
  3. Соответствие спецификации USB Audio Class 2.0.
  4. Высокоточный тактовый генератор с низким уровнем джиттера.
  5. Использование качественно выполненных драйверов.
  6. Совершенная схема питания. Раздельные стабилизированные линии питания для USB-контроллера, конвертора и аналоговых цепей, а лучше – с отдельным трансформатором для каждой из них.
  7. Высококачественная микросхема цифроаналогового конвертора.
Конечно, все вместе перечисленные характеристики встречаются только в самых совершенных (и часто – дорогих!) ЦАПах. Однако можно сказать, что если преобразователь не обладает ни одной из таких характеристик, то вряд ли он сможет выдать высококачественный звук, если иметь в виду обработку сигналов ВР, поступающих с обычного компьютера через USB-соединение. К этому можно добавить, что качественно выполненная схема, работающая по адаптивному типу может «переиграть» некачественный ЦАП с асинхронным USB. Кстати, некоторые производители продолжают выпускать преобразователи с адаптивным USB.